Образовательная программа МАДОУ "Детский сад № 19 "Солнышко"
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с №19 ориентирована на детей раннего дошкольного возраста от 1,6 до 3 лет и для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет с учетом индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья: 1 группа раннего возраста - с 1,6 до 2 лет 2 группа раннего возраста - с 2 до 3 лет Младшая группа - с 3 до 4 лет Средняя группа - с 4 до 5лет Старшая группа – с 5до 6 лет Подготовительная к школе группа –с 6 до 7 лет. А также на различные категории детей (целевые группы), включая детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Программа предполагает оказание им квалифицированной помощи, разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации: 1) нормотипичные дети с нормативным кризисом развития; 2) обучающиеся с ООП: - с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; - обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребёнком в посещении ДОО; - обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации; - одаренные обучающиеся; 3) дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке; 4) дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке; 361 5) обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).
Используемые Примерные программы Программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы соответствуетФедеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г.
Цель Программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов
освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему
миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с
учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений дополняет образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»: Коломийченко Л.В. Программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра». – М.: ТЦ Сфера, 2019г.
Программа направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми. Она является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной и открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации) .
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие
принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
362
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей.
Взаимопознание и взаимоинформирование: Анкетирование, опрос беседы с родителями,
обратная связь на сайте ДОУ (идеи и предложения, обращения с вопросами к специалистам и
администрации детского сада).
Наглядно-информационные: Информационные стенды (наиболее важные события –
праздники и развлечения, экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты
коллективного детского творчества, сочинения детей).
Компьютерные презентации для родителей Информация на сайте ДОУ, информационных
листовок для родителей
Педагогическая поддержка: Беседы с родителями.
Экскурсии по детскому саду (для вновь поступивших детей), дни открытых дверей, показ
открытых занятий, родительские мастер- классы, проведение совместных детско-родительских
мероприятий, конкурсов, показ и обсуждение видеоматериалов
Совместная деятельность педагогов и родителей: Проведение совместных праздников и
посиделок, оформление совместных с детьми выставок, совместные проекты, семейные конкурсы,
совместные социально значимые акции, совместная трудовая деятельность