Социализация дошкольников
15.10.2024
Социализация дошкольников — это процесс формирования личности, который включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм и ролей, видов деятельности и форм взаимодействия с окружающими. mooc.do.altspu.ru
Социализация происходит в разных сферах: в семье, детском коллективе (например, в детском саду), на детских площадках, в кружках по интересам.
Основная цель социализации дошкольников — позитивная социализация, приобщение к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Некоторые задачи:
- развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками;
- формирование социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье и сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Процесс социализации дошкольников включает несколько компонентов:
- Коммуникативный — овладение невербальными и вербальными средствами общения со взрослыми и сверстниками.
- Познавательный — освоение знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений.
- Поведенческий — формирование навыков свободного выбора адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
- Ценностный — ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребёнка к ценностям общества в соответствии с его возрастными особенностями.
Некоторые формы реализации процесса социализации дошкольников:
- Организованная образовательная деятельность (занятие) — взаимодействие взрослого с детьми и детей между собой, обмен информацией, обсуждение и анализ полученных знаний.
- Игровая деятельность — сюжетно-ролевые игры, коммуникативные и словесные игры, игры с чётко заданными правилами, где дети развивают коммуникативные умения и способы установления взаимодействия. mooc.do.altspu.ru
- Коллективная деятельность — дети учатся выполнять деятельность, направленную на достижение общей цели, договариваться между собой и распределять обязанности.
- Социальные акции — например, сбор корма для бездомных животных, участие в сборе макулатуры.
На успешность социализации дошкольников влияют внешние и внутренние факторы:
- Внешние — семья, детский коллектив, коллектив во дворе или в кружке по интересам, детский сад. Устанавливают форму и содержание социализации, определяют направление её дальнейшего развития.
- Внутренние — индивидуальные особенности ребёнка, которые влияют на формирование у него картины общества.