Комментарии к ФГОС дошкольного образования разработаны ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 28.02.2014 г. № 08-249 ФГОС раздел I пункт 1.3. подпункта 2 1.3. В Стандарте учитываются: 2) возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации. Комментарии: Данная норма фиксирует приоритет индивидуальных возможностей и интересов ребенка перед содержанием Программы на том или ином этапе ее освоения в группе детей. При появлении ребенка в середине/конце освоения Программы группой педагоги должны ориентироваться на интересы, возможности, склонности ребенка, а не на содержание текущего этапа Программы. ФГОС раздел II пункт 2.2. 2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы. Комментарии: Группы различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной) , являющиеся структурными подразделениями ДОО … могут реализовывать разные образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом примерных основных образовательных программа дошкольного образования. ФГОС раздел II пункт 2.5. 2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. Комментарии: Данная норма предполагает, что при разработке ОП ДОО могут: использоваться примерные ООП дошкольного образования, входящие в реестр примерных основных образовательных программ; разрабатываться самостоятельно, не опираясь на какие-либо примерные программы. Употребленный термин «с учётом» означает право использовать или не использовать примерные программы при разработке ОП ДОО. ФГОС раздел II пункт 2.5. 2.5. При разработке Программы Организация определяет: продолжительность пребывания детей, режим работы в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Комментарии: Т.о. обеспечивается соответствие организационных особенностей реализации Программы ее содержанию. Для обеспечения бюджетного финансирования всего времени работы педагогического и учебно-вспомогательного персонала в группе продолжительность реализации программы в сутки должна соответствовать выбранному режиму работы, что должно быть отражено в Программе. ФГОС раздел II пункт 2.5. 2.5. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей… Комментарии: Программа должна учитывать возможность ее реализации в группах с разным режимом пребывания детей, либо для каждого режима должны быть разработаны соответствующие программы. Право реализации нескольких образовательных программ закреплено статьей 12 Закона. Вне зависимости от режима работы группы, Программа реализуется не более 14 часов от всего пребывания детей. ФГОС раздел II пункт 2.5. Комментарии: Реализация программы не предусматривает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанников. Получение таких услуг регламентируется договорами (см. приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 г. № 8) Получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители имеют право на выбор формы получения ребенком образования и Организации. Ограничение детей в получении дополнительного образования неконституционно, Организация не может повлиять на решение родителей о порядке посещения ребенком дошкольной группы. ФГОС раздел II пункт 2.5. Комментарии: В случае если хотя бы один ребенок фактически остается в группе, реализация Программы в ней не прекращается, прерывается лишь получения образования воспитанником, получающим дополнительную услугу. Независимо от количества детей в группе для обеспечения реализации Программы требуется создать, в том числе необходимые кадровые условия. Финансовое обеспечение кадровых условий определяется в зависимости от нормативного количества детей в группе ФГОС раздел II пункт 2.5. Комментарии: Временное отсутствие ребенка в группе по причине получения дополнительной образовательной услуги не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра нормативов финансирования. Фактическое финансирование реализации Программы при временном отсутствии ребенка в группе, не должно рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств. Параллельное освоение Программы и дополнительных программ в одной Организации должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами такой Организации. ФГОС раздел II пункт 2.7. 2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности . Комментарии: Указанная норма означает, что содержание ОП ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям. Конкретное содержание ОП выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач. Если Организация принимает за основу своей Программы содержание примерной программы, следует сделать ссылку на эту Программу. ФГОС раздел II пункт 2.9. (второй абзац) 2.9. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие Комментарии: Данная статья ФГОС ДОО подчеркивает взаимодополняющий характер детского развития в пяти образовательных областях. ФГОС раздел II пункт 2.10. 2.10. Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Комментарии: Соотношение частей ОП носит рекомендательный характер. Необязательный уровень дошкольного образования не позволяет устанавливать жесткое соотношение частей программы ДОО. Стандарт предполагает организацию образовательной деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка, что затрудняет строгое определение объема обязательной части программы в ДОО. ФГОС раздел III пункт 3.1. Комментарии: В данном пункте употребляется два сходных термина, которые следует различать. Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.д., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы). Образовательная среда – это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОО, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте. ФГОС раздел III пункт 3.2.2. 3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия… Комментарии: В соответствии с ч.3 ст.79 Закона под специальными условиями для детей с ОВЗ понимаются условия: специальные образовательные программы и методы воспитания и обучения, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь (при проведении занятий, обеспечение доступа в здание ДОО, другие условия без которых затруднено освоение Программы детьми с ОВЗ) ФГОС раздел III пункт 3.2.2. Комментарии: В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1195 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР). ИПР разрабатывает Бюро медико-социальной экспертизы (в соответствии со ст.7 Федерального Закона № 181-ФЗ) ИПР является обязательной для исполнения всеми без исключения органами и организациями. Порядок индивидуальной программы реабилитации инвалида утвержден приказом Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н ФГОС раздел III пункт 3.4.4. 3.4.4. При организации инклюзивного образования: при включении детей с ограниченными возможностям здоровья, категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Комментарии: Объем и содержание услуг ассистента (помощника), определяются Индивидуальной программой реабилитации инвалида. В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1996 г. № 14. ФГОС раздел III пункт 3.2.3. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Комментарии: Педагог имеет право по собственному выбору использовать имеющиеся рекомендации по проведению педагогической диагностики. Данные, полученные в результате такой оценки не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Степень обязанности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой. Проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанности педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения. ФГОС раздел III пункт 3.2.3. 3.2.3. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). …Допускается только с согласия родителей (законных представителей). Результаты … используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Комментарии: Если Организация является экспериментальной площадкой относительно длительной исследовательской программы, этот факт должен быть отражен в Договоре с родителями ребенка с целью получения их информированного согласия на постоянное исследование развития ребенка. ФГОС раздел III пункт 3.2.4. 3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учётом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы. Комментарии: В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» ФГОС раздел III пункт 3.2.6. подпункта 1 3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования. Комментарии: Необходимые средства должны быть доведены до ДОО в составе норматива затрат, либо заложены в смету казенного учреждения. Объем финансового обеспечения образования педагогических работников должен учитывать возможности как по созданию необходимых условий (оплата замещения временно отсутствующего работника), так и для направления работников на обучение (оплата обучения, командировочные расходы). ФГОС раздел III пункт 3.2.7. 3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий. При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. Комментарии: Для получения общего образования детьми с ОВЗ в Организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные образовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Условия должны быть созданы в соответствии с Рекомендациями ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медикопедагогической комиссии»). ФГОС раздел III пункт 3.3.5. 3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Комментарии: Средства обучения должны полностью соответствовать требованиям п.3.3.4. Стандарта. Расходы на приобретение необходимых средств обучения рассчитываются в соответствии с методическими рекомендациями, направленными письмом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. № 08-1408. ФГОС раздел III пункт 3.4.1. 3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административнохозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей. Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе. Комментарии: Номенклатура должностей в ДОО должна соответствовать: Постановлению Правительства от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» Приказу Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «От утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Средства на оплату труда персонала должны быть заложены в региональные нормативы затрат. Финансовое обеспечение привлечения к реализации Программы научных работников остается на усмотрение субъектов РФ. Комментарии: В соответствии с пунктом 4 части 2 и частью 3 статьи 28 Закона установление штатного расписания является компетенцией Организации. На протяжении всего времени реализации Программы в каждой группе должны находиться не менее двух работников, в том числе одного воспитателя (или другого педагогического работника) и помощника воспитателя (младшего воспитателя). Дети в любой момент должны находиться с одним или несколькими работниками Организации, принимающими участие в реализации Программы. Комментарии: При расчете региональных нормативов финансирования необходимо учитывать особенности нагрузки на отдельные должности работников при работе в различных группах, в том числе в группах с различной направленностью Программ, а также особенности работы воспитателей в течение времени их совместного пребывания в Организации: при оформлении результатов наблюдения (мониторинга) за здоровьем, развитие, воспитанием детей, в том числе с помощью электронных форм; разработке плана (программы) воспитательной работы; при участии в различных формах методической работы. Комментарии: Для эффективного развития детей в выделенных образовательных областях с детьми в течение дня помимо воспитателя должны работать и другие педагогические работники (например, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, специалисты по художественному и эстетическому воспитанию, педагоги-психологи), а также должна осуществляться методическая поддержка. Для этого Организация самостоятельно устанавливает штатное расписание в пределах выделяемого финансирования. Таким образом, региональные нормативы затрат должны учитывать необходимость покрытия расходов организации, связанных с привлечением всех категорий работников, предусмотренным пунктом 3.4.1. Стандарта. ФГОС раздел III пункт 3.4.3. и 3.4.4. 3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей… Комментарии: Педагогическими работниками, дополнительно привлекаемыми для обеспечения реализации Программы в группах для детей в ОВЗ, являются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги. Рекомендованное количество соответствующих педагогов в расчете на одну группу составляет 1 ставку на группу. ФГОС раздел III пункт 3.6. 3.6. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Комментарии: Требования к финансовым условиям определяют закрепление на уровне Стандарта обязательств субъекта РФ по обеспечению выполнения кадровых требований и требований к предметноразвивающей среде, и обязательства муниципалитета по финансовому обеспечению организации Программы в учреждениях. Подробное распределение региональных и местных обязательств разъясняется письмом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. № 08-1408. ФГОС раздел IV пункт 4.3. 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей… Комментарии: Данная статья Стандарта в соответствии с положением Закона не допускает использования целевых ориентиров дошкольного образования для непосредственной оценки реальных достижений детей. Целевые ориентиры представленные в ст.4.6. Стандарта, отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка, который не может быть непосредственно применен к отдельному ребенку. ФГОС раздел IV пункт 4.5. 4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей; оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации. Комментарии: Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в Организации осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных результатов. Оценка выполнения муниципального задания должна строиться на основании критериев, характеризующие создаваемые условия при реализации ОП. При расчете критериев, запрещается использовать показатели, соотносимые с характеристиками воспитанников Организации. Критерии для оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы. Спасибо за внимание!