Специальные условия для получения дошкольного образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и детей инвалидов
В МАДОУ «Детский сад №19 «Солнышко» представлены равные условия для получения
качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим
разные стартовые возможности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об
образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от
31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования», уставом МАДОУ – частично
созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального
подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для
комфортного обучения, ухода и присмотра.
Цель деятельности – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные
психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей, в
освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовка
обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования.
Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при
наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых
ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
2. Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и
инвалидов.
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ
в МАДОУ «Детский сад №19 «Солнышко» при наличии финансирования создается
безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детейинвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент воспитанников, в
настоящее время укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и
развивающими пособиями, играми.
В МАДОУ «Детский сад №19 «Солнышко» создан паспорт «Доступная среда». В котором
определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного,
безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с
Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).
3. Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются
условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование
адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной
работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования,
представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую
техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных
занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МАДОУ учтены:
Организационное обеспечение.
Нормативно-правовые локальные акты. Организация медицинского обслуживания.
Организация питания. Организация взаимодействия с родителями. Организация
взаимодействия с ПМПК. Информационное обеспечение.
Психолого-педагогические
условия:
комплексное
психолого-педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных образовательных
программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Материально-техническое обеспечение
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом
потребностей детей с ОВЗ, посещающих МАДОУ, возможностей для беспрепятственного
доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры, социально-бытовых условий с
учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, посещающих МАДОУ.
Организационно-педагогическое обеспечение.
Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального
режима в определенные периоды времени и др.; Программно-методическое обеспечение;
Обучение по АОП ДО.
Использование
учебно-методических
материалов,
дидактических
материалов.
Использование форм и методов организации инклюзивного образовательного процесса в
группе.
4. Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация
индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с
детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов
коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному
алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы
специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима
правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об
особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и
потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования
доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают
возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и
приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют
обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что
каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной
деятельности.
Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации
образовательных потребностей детей с ОВЗ (нарушение речи). Важным принципом для
определения и реализации индивидуального маршрута является:
принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
непрерывность;
вариативность;
соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха;
принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и
взрослых.
Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого-медикопедагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации
индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы
комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают
возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать
все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь.
Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных
процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в
детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе
выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на
прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются
полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны
иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие
оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое
воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической
компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его
особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение
родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет
значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка
рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их
ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционноразвивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:
индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции
деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции —
развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать
родителям результаты успешного развития ребёнка.
5. Психолого-педагогический консилиум учреждения
Психолого-педагогический консилиум учреждения является одной из форм
взаимодействия специалистов, объединяющихся для обеспечения качественного
образования и обеспечения эффективного психолого-педагогического сопровождения
воспитанников с трудностями в освоении основной образовательной программы, развитии
и социальной адаптации; воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью.
Целью ППк является разработка системы психолого-педагогической помощи
воспитанникам,
имеющих
трудности
в
освоении
основной
дошкольной
общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных
возможностей дошкольной образовательной организации и в соответствии с особыми
образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
В задачи ППк входит:
оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим
трудности в освоении основной образовательной программой, развитии и
социальной адаптации;
своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом
развитии и (или) отклонений в поведении воспитанников;
профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных
перегрузок и срывов ребенка;
выявление потенциальных возможностей развития ребенка, разработка
рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы;
определение характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической помощи в рамках, имеющихся в дошкольной образовательной
организации, возможностей;
определение форм психолого-педагогического сопровождения ребенка;
разработка рекомендаций по направлениям и методам коррекционной работы, обучения,
воспитания и социальной адаптации в рамках деятельности или сетевого
взаимодействия;
разработка рекомендаций по организации взаимодействия между участниками
воспитательных и образовательных отношений для предоставления психологопедагогической и социальной помощи ребенку, испытывающему трудности в
освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка,
динамику его состояния, уровень успешности.