Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специальные условия для получения дошкольного образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и детей инвалидов
В МАДОУ «Детский сад №19 «Солнышко» представлены равные условия для получения
качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим
разные стартовые возможности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об
образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения РФ от
31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования», уставом МАДОУ – частично
созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального
подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для
комфортного обучения, ухода и присмотра.
Цель деятельности – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные
психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей, в
освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовка
обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого
и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования.
Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при
наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых
ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
2. Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и
инвалидов.
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ
в МАДОУ «Детский сад №19 «Солнышко» при наличии финансирования создается
безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детейинвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент воспитанников, в
настоящее время укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и
развивающими пособиями, играми.
В МАДОУ «Детский сад №19 «Солнышко» создан паспорт «Доступная среда». В котором
определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного,
безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с
Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).
3. Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются
условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование
адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной
работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования,
представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую
техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных

занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МАДОУ учтены:
Организационное обеспечение.
Нормативно-правовые локальные акты. Организация медицинского обслуживания.
Организация питания. Организация взаимодействия с родителями. Организация
взаимодействия с ПМПК. Информационное обеспечение.
Психолого-педагогические
условия:
комплексное
психолого-педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных образовательных
программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Материально-техническое обеспечение
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом
потребностей детей с ОВЗ, посещающих МАДОУ, возможностей для беспрепятственного
доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры, социально-бытовых условий с
учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, посещающих МАДОУ.
Организационно-педагогическое обеспечение.
Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального
режима в определенные периоды времени и др.; Программно-методическое обеспечение;
Обучение по АОП ДО.
Использование
учебно-методических
материалов,
дидактических
материалов.
Использование форм и методов организации инклюзивного образовательного процесса в
группе.
4. Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация
индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с
детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов
коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному
алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы
специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима
правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об
особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и
потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования
доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают
возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и
приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют
обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что
каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной
деятельности.
Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации
образовательных потребностей детей с ОВЗ (нарушение речи). Важным принципом для
определения и реализации индивидуального маршрута является:

принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

непрерывность;

вариативность;




соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха;
принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и
взрослых.
Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого-медикопедагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации
индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы
комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают
возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать
все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь.
Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных
процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в
детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе
выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на
прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются
полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны
иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие
оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое
воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической
компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его
особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение
родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет
значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка
рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их
ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционноразвивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:
индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции
деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции —
развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать
родителям результаты успешного развития ребёнка.
5. Психолого-педагогический консилиум учреждения
Психолого-педагогический консилиум учреждения является одной из форм
взаимодействия специалистов, объединяющихся для обеспечения качественного
образования и обеспечения эффективного психолого-педагогического сопровождения
воспитанников с трудностями в освоении основной образовательной программы, развитии
и социальной адаптации; воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью.
Целью ППк является разработка системы психолого-педагогической помощи
воспитанникам,
имеющих
трудности
в
освоении
основной
дошкольной
общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных
возможностей дошкольной образовательной организации и в соответствии с особыми
образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,
состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
В задачи ППк входит:



оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим
трудности в освоении основной образовательной программой, развитии и
социальной адаптации;

своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом
развитии и (или) отклонений в поведении воспитанников;
 профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных
перегрузок и срывов ребенка;

выявление потенциальных возможностей развития ребенка, разработка
рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы;

определение характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической помощи в рамках, имеющихся в дошкольной образовательной
организации, возможностей;

определение форм психолого-педагогического сопровождения ребенка;
 разработка рекомендаций по направлениям и методам коррекционной работы, обучения,
воспитания и социальной адаптации в рамках деятельности или сетевого
взаимодействия;

разработка рекомендаций по организации взаимодействия между участниками
воспитательных и образовательных отношений для предоставления психологопедагогической и социальной помощи ребенку, испытывающему трудности в
освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации;

подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка,
динамику его состояния, уровень успешности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».