МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
ПРИКАЗ
от 8 ноября 2022 года № 955
О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской
Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. №
884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343), и абзацем вторым пункта
30 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и
внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12
апреля 2019 г. № 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 16, ст. 1942),
приказываю:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Министр
С.С. Кравцов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 февраля 2023 года
регистрационный № 72264
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 8 ноября 2022 года № 955
Изменения,
которые вносятся в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,
утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г.,
регистрационный № 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный № 35915), от 31 декабря 2015 г. № 1577
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный
№ 40937) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный
№ 61828):
а) абзац пятый пункта 7 признать утратившим силу;
б) в абзаце шестнадцатом пункта 14 слова «с учетом примерной основной образовательной программы»
заменить словами «федеральной основной образовательной программой основного общего
образования»;
в) дополнить новой сноской «4» к абзацу шестнадцатому пункта 14 следующего содержания:
«4 Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022,
№ 39, ст. 6541).»;
г) в абзаце шестом пункта 23 слова «нормативные затраты на оказание государственной или
муниципальной услуги в сфере образования» заменить словами «объем финансового обеспечения
реализации образовательной программы»;
д) сноску «4» к абзацу шестому пункта 23 считать соответственно сноской «5», изложив ее в следующей
редакции:
«5 Часть 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022,
№ 29, ст. 5262).».
2. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,
утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776):
а) в подпункте 3 пункта 1.6 слово «основных» исключить;
б) пункт 1.7 изложить в следующей редакции:
«1.7. Стандарт является основой для:
1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - федеральная
программа);
2) разработки Программы;
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на
оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям
Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального
образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой
коррекции нарушений их развития.»
в) дополнить новой сноской «3» к подпункту 1 пункта 1.7 следующего содержания:
«3 Часть 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022,
№ 39, ст. 6541).»;
г) в абзаце первом пункта 2.5 слова «с учетом Примерных программ» заменить словами «федеральной
программой»;
д) сноску «3» к абзацу первому пункта 2.5 считать сноской «4», изложив ее в следующей редакции:
«4 Части 6 и 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022,
№ 39, ст. 6541).»;
е) сноску «4» к абзацу третьему пункта 2.5 считать соответственно сноской «5»;
ж) пункты 2.6 и 2.7 изложить в следующей редакции:
«2.6. Содержание Программы должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в
различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие
определенные направления обучения и воспитания детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на: усвоение и
присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском
обществе; развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к
совместной деятельности и сотрудничеству; формирование у ребенка основ гражданственности и
патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и
взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; развитие эмоциональной отзывчивости
и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и
отношений; развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком
собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и
медиапространстве (цифровой среде).
Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на:
развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности;
освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых
исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому
преобразованию объектов познания, становление сознания;
формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и
отношениях;
формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы
Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в
природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе;
формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических
событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и
народов мира;
формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах,
пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логикоматематическими способами их познания;
формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их
безопасного использования.
Образовательная область «Речевое развитие» включает:
владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
формирование правильного звукопроизношения;
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса;
развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);
ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и
познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия;
развитие речевого творчества;
формирование предпосылок к обучению грамоте.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру,
воспитание эстетического вкуса;
формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное
искусство и другое);
формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке,
аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах,
музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое);
освоение разнообразных средств художественной выразительности
в различных видах искусства;
реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах
досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое);
развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает: приобретение ребенком
двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств
(быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп
мышц и мелкой моторики;
формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в
пространстве;
овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм,
спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон,
настольный теннис, городки, кегли и другое);
воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); воспитание интереса к
различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов;
приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье,
способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной
деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.»;
2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может
реализовываться в различных видах деятельности:
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение со взрослым;
двигательная (пространственно-предметные перемещения, хватание, ползание, ходьба, тактильнодвигательные игры); предметно-манипулятивная (орудийные и соотносящие действия с предметами);
речевая (слушание и понимание речи взрослого, гуление, лепет и первые слова); элементарная
музыкальная деятельность (слушание музыки, танцевальные движения на основе подражания,
музыкальные игры).
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест
ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто); ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под
руководством взрослого; двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие
упражнения, простые подвижные игры); игровая (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с
дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов,
активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и
крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает
игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание
музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения).
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность (сюжетно-ролевая,
театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое);
общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное)
и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое); речевая (слушание речи взрослого и
сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); познавательно-исследовательская
деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и
конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная
(основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы
спортивных игр и другое); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственнобытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная (слушание и понимание музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах).»;
з) пункт 2.10 изложить в следующей редакции:
«2.10. Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не
менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных
отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы6.»;
и) дополнить новой сноской «6» к пункту 2.10 следующего содержания:
«6 Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022,
№ 39, ст. 6541).»;
к) сноски «5» - «8» к пунктам 3.2.1, 3.4.4 и 4.3 считать соответственно сносками «7» - «10»;
л) абзац третий пункта 2.11.2 изложить в следующей редакции:
«а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;»;
м) абзац первый пункта 2.12 изложить в следующей редакции:
«2.12. Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в
виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже
соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы.»;
н) абзац четвертый пункта 2.13 изложить в следующей редакции: «2) ссылка на федеральную
программу;»;
о) в наименовании главы III слово «основной» исключить; п) в пункте 3.2 слова «основной
образовательной программы дошкольного образования» заменить словом «Программы»;
р) пункт 3.2.9 изложить в следующей редакции:
«3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарным
правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января
2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г.,
регистрационный № 62296), действующим до 1 марта 2027 г., и санитарным правилам СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573),
действующим до 1 января 2027 г.»;
с) в пункте 3.5 слова «основной образовательной программы дошкольного образования» заменить
словом «Программы»;
т) в пункте 3.6 «основной образовательной программы дошкольного образования» заменить словом
«Программы»;
у) в наименовании главы IV слово «основной» исключить;
ф) пункт 4.6 изложить в следующей редакции:
«4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте: ребенок проявляет двигательную активность
в освоении пространственной среды, используя движения ползания, лазанья, хватания, бросания,
манипулирует предметами, начинает осваивать самостоятельную ходьбу;
ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на общение со
взрослым;
ребенок понимает речь взрослого, положительно реагирует на знакомых людей, имена близких
родственников;
ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно реагирует на слова,
регулирующие поведение (можно, нельзя и другое); ребенок произносит несколько простых,
облегченных слов; ребенок активно действует с игрушками, подражая действиям взрослых (катает
машинку, кормит собачку, качает куклу);
ребенок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические процедуры; ребенок ориентируется в
знакомой обстановке, активно действует с окружающими предметами (открывает и закрывает дверцы
шкафа, выдвигает ящики);
ребенок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям; эмоционально реагирует на музыку,
пение, прислушивается к звучанию разных музыкальных инструментов.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: у ребенка развита крупная моторика, он активно
использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые
имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и
звуковому ориентирам;
ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребенок проявляет интерес к
сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
в игровых действиях ребенок отображает действия взрослых, их последовательность, взаимосвязь;
ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять
настойчивость в достижении результата своих действий;
ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым; рассматривает
картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребенок активно действует с
окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся
в его повседневном обиходе: различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в
основных пространственных и временных отношениях;
ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и прочее) и умеет пользоваться ими;
ребенок владеет основными гигиеническими навыками, простейшими навыками самообслуживания
(одевание, раздевание, самостоятельно ест и другое);
ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства; осваивает основы
изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка сформированы основные
физические и нравственно-волевые качества; ребенок владеет основными движениями и элементами
спортивных игр, может контролировать свои движения и управлять ими; соблюдает элементарные
правила здорового образа жизни и личной гигиены;
ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах
деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению правил безопасности в
реальном и цифровом взаимодействии;
у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками;
старается разрешать возникающие конфликты;
ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое
поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях,
обосновывать свои ценностные ориентации;
ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому
себе; стремится сохранять позитивную самооценку; способен откликаться на эмоции близких людей,
проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется
субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в различных деятельностях;
владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;
ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет:
элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта,
информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности
других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях,
семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и
принадлежности к нему;
ребенок владеет речью как средством коммуникации, познания и творческого самовыражения; знает и
осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров; демонстрирует готовность к
обучению грамоте;
ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, проявлять
эстетическое и эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру;
владеет художественными умениями, навыками и средствами художественной выразительности в
различных видах деятельности и искусства;
ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи;
применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать
собственные решения и проявлять инициативу;
ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к
школьному обучению.».
3. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденном приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35847):
а) в абзаце втором пункта 1.7 слово «примерных» заменить словом «федеральной»;
б) в абзаце первом пункта 2.2 слова «с учетом примерной» заменить словом «федеральной».
4. В федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденном приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35850):
а) в абзаце первом пункта 2.2 слова «с учетом примерной» заменить словом «федеральной»;
б) в абзаце двадцатом пункта 2.8 слово «примерной» заменить словом «федеральной».
5. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования,
утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный №
64100), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18
июля 2022 г. № 569 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2022
г., регистрационный № 69676):
а) пункт 11 признать утратившим силу;
б) пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития регионов,
этнокультурных особенностей населения разрабатывается федеральная основная образовательная
программа начального общего образования (далее - ФООП), в том числе предусматривающая
углубленное изучение отдельных учебных предметов.».
в) дополнить новой сноской «6.1» к пункту 12 следующего содержания:
«6.1 Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022,
№ 39, ст. 6541).»;
г) пункт 13 изложить в следующей редакции:
«13. Содержание начального общего образования определяется программой начального общего
образования, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация
разрабатывает программу начального общего образования в соответствии со ФГОС и ФООП.
Содержание и планируемые результаты разработанных организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, образовательных программ должны быть не ниже соответствующих
содержания и планируемых результатов ФООП.»;
д) пункт 14 признать утратившим силу;
е) пункт 39.2 изложить в следующей редакции:
«39.2. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы начального общего
образования должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации19 и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» 20.»;
ж) дополнить пункт 39.2 новыми сносками «19» и «20» следующего содержания:
«19 Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, № 31, ст. 3823; 2022, № 45, ст. 7677).
20
Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 41, ст. 6959.»;
з) пункт 39.3 и сноску «19» к пункту 39.3 признать утратившими силу;
и) в абзаце первом пункта 43.2 слова «с учетом ПООП» заменить словами «и ФООП».
6. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,
утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный №
64101), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18
июля 2022 г. № 568 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2022
г., регистрационный № 69675):
а) пункт 10 признать утратившим силу;
б) пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития регионов,
этнокультурных особенностей населения разрабатывается федеральная основная общеобразовательная
программа - образовательная программа основного общего образования (далее - ФООП), в том числе
предусматривающая углубленное изучение отдельных учебных предметов.
в) дополнить новой сноской «3.1» к пункту 11 следующего содержания:
«3.1 Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022,
№ 39, ст. 6541).»;
г) пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. Содержание основного общего образования определяется программой основного общего
образования, в том числе адаптированной, разрабатываемой и утверждаемой Организацией
самостоятельно. Организация разрабатывает программу основного общего образования, в том числе
адаптированную, в соответствии со ФГОС и ФООП, в том числе федеральными адаптированными
программами основного общего образования.
При обучении обучающихся с ОВЗ Организация разрабатывает адаптированную программу основного
общего образования (одну или несколько) в соответствии со ФГОС и федеральными адаптированными
программами основного общего образования.
Содержание и планируемые результаты разработанных Организацией образовательных программ
должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.»;
д) пункт 13 признать утратившим силу;
е) в абзацах четырнадцатом и шестнадцатом пункта 33.1 слова «с учетом примерных адаптированных
программ» заменить словами «в соответствии с федеральными адаптированными программами»;
ж) пункт 40.2 изложить в следующей редакции:
«40.2. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего образования
должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации16 и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»17.»;
з) дополнить пункт 40.2 новыми сносками «16» и «17» следующего содержания:
«16 Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, № 31, ст. 3823; 2022, № 45, ст. 7677).
17
Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 41, ст. 6959.»;
и) пункты 40.3,40.4 и сноску «16» к пункту 40.4 признать утратившими силу;
к) в абзаце первом пункта 45.2 слова «с учетом ПООП» заменить словами «и ФООП»;
л) в пункте 46 слово «примерных» заменить словом «федеральных».